Юра, ты нифига не учил в школе физику!RZR писал(а): 1) нахрена он вообще повернул поперек горы (Вадим V2 ау - я всегда тебе ору в Скалу во весь голос - чтобы не поворачивал поперек горы, уклон - не место для разворота...)

Желтая точка - центр тяжести пустого автомобиля.
На первом рисунке показан угол центра тяжести автомобиля.
Углом бокового опрокидывания автомобиля является угол между горизонтальной плоскостью (землей) и плоскостью соприкосновения колес с опорной поверхностью, при котором начинается потеря устойчивости автомобиля. Иными словами, когда точка центра тяжести переходит за вертикальную линию, проходящую через крайнюю наружную точку контакта нагруженного колеса с опорной поверхностью, то начинается опрокидывание автомобиля.
Это все без штурмана!
Теперь считаем со штурманом угол бокового опрокидывания на примере левого уклона (штурман "вверху").
Увеличение веса впереди передней оси или позади задней является плохим распределением масс с точки зрения развесовки автомобиля. Например, представьте, что вы подвесили запаску весом 50 кг на заднюю дверь своего внедорожника, т.е. позади задней оси. Чтобы подсчитать какое влияние это произвело на общую развесовку, проведем расчет по простой формуле:
(AddWeight * Offset) / Wheelbase + AddWeight,
где AddWeight - вес добавленного предмета (в данном случае вес запаски), кг; Offset - удаление добавленного предмета от задней оси, см; Wheelbase - колесная база автомобиля, см.
Возьмем примерные значения и получаем: (50 * 100) / 250 + 50 = 5000 / 250 + 50 = 20 + 50 = 70 кг
Это значит, что развесовка по осям изменилась не на массу добавленного предмета в 50 кг, а на 70 кг за счет удаленности предмета (в данном случае запаски) от задней оси. Т.е. получился своеобразный рычаг, в результате которого нагрузка на заднюю ось увеличилась, а на переднюю наоборот уменьшилась на 20 кг.
Высчитываем на примере моей РЗРки. Разница между моим весом и весом штурмана составляет 40 кг. Удаление штурмана от желтой точки составляет порядка 30 см. Колесная база 230 см.
(40 х 30) / 230 + 40 = 45
Это означает, что боковая развесовка изменилась на 45 кг. Если учитывать снаряженную массу РЗРки в 950 кг (225 кг - вес экипажа и груза), то можно запросто делать левый уклон на примерно 5 градусов больше, чем со стандартной развесовкой.
Если же штурмана еще и не пристегивать спортивными ремнями безопасности, то со страху он будет вывешиваться так, что градусов 10 можно добавить.